суббота, 2 февраля 2013 г.

детские двусмысленные загадки

От детского музыкального театра Натальи Сац выдвинута  замечательная премьера старинной оперы Эмилио Кавальери «Игра о душе и теле», где действуют Благоразумие, Время, Тело в юности, зрелости, на склоне лет и множество других аллегорических персонажей. За звучание и красоту старинных музыкальных инструментов – а среди них есть барочный корнет (или цинк), барочная арфа,  тромбон, гитара и инструмент под названием орган-позитив, - отвечает английский режиссер  Эндрю Лоуренс Кинг - саксонское присутствие в музыкальной части «Маски»-2013 получается внушительным. Спектакль идет в специально открытом к премьере малом зале, зрители сидят очень близко к сцене-помосту и все очень похоже на средневековый театр, как его описывают в учебниках: это назидательно, просто, строго и очень музыкально.

От Перми, где оперным театром руководит известный авангардный дирижер Теодор Курентзис, в афишу попали моцартовская «золотая» опера «Так поступают все женщины» и остроформальная «Медея. Материал»  – обе оперы дирижирует Курентзис. Если Моцарт – дань оперному театру в его классическом понимании, с изящно проработанными и исполненными партиями (в обоих составах), то «Медея» в постановке Филиппа Григорьяна  с яркой партии Медеи в исполнении молодой певицы Надежды Кучер все же настроением очень напоминает московскую постановку «Медеи. Материала» Анатолия Васильева с Валери Древиль в главной роли. Минимализм сценографии (пустой бассейн на сцене и кровавый душ, в котором моется Медея в финале, изобретательная хореография Анны Абалихиной  и придумка художника – арабская курчавость париков Язона и его детей) не спасают от ощущения копии и повтора, некой кальки современного европейского театра, отработанной актерами, выращенными к тому же в другой исполнительской манере.

«Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова, поставленный в Большом театре, тоже вызывает полярные мнения, а это признак того, что произведение не оставляет  равнодушным. Сцена решена как роскошная новорусская свадьба в стиле а ля рюсс, просматривается тонкая ирония режиссера (он же художник-постановщик) в отношении господствующего в Большом театре стиля. Любопытно, что две очень разные партии – Финна и Баяна - в разных составах исполняет англичанин Чарльз Уоркман. Составов у спектакля три, и в зависимости от состава исполнителей спектакль проходит по-разному. Вообще же  «Руслан…» сделан для зрителей, умеющих и любящих считывать цитаты и намеки, ценящих  постмодернистский контекст – и в этой связи жаль, что в афишу «Маски» не попала еще одна оперная премьера Большого, «Чародейка» Александра Тителя,  которая этически совершенно иначе трактует понятие русского на оперной сцене – в «Чародейке» русское представлено патриотично, сказочно, «душевно» и совсем не иронично: они хорошо бы смотрелись рядом и как эстетические антиподы. Тем не менее,  оба спектакля в афише Большого театра, и всегда можно сравнить.

Нашумевший «Сон в летнюю ночь» этого же театра попал в афишу «Маски» не для раздувания скандала, начатого  анонимными письмами о якобы незаконном участии детей в якобы художественно двусмысленных сценах (на самом деле просто партии эльфов поют дети, по сценарию ученики закрытой мальчуковой школы). Английский режиссер Кристофер Олден перенес на московскую сцену свой лондонский спектакль 2011 года.  «Сон…» Олдена -  интересно решенный спектакль по во многом автобиографическому материалу английского композитора Бенджамина Бриттена, чье детство прошло в такой же закрытой школе, из атмосферы которой и родился загадочный мир  этой оперы.  

Из крупных оперных театров в номинацию «Лучший оперный спектакль» попала «Война и мир» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на музыку Прокофьева. Все ключевые постановщики спектакля сработали не за страх и пафос «датского» спектакля в год юбилея отечественной войны 1812 года, а за совесть: музыкальный руководитель постановки Феликс Коробов, режиссер Александр Титель, художник-постановщик Владимир Арефьев, эффектно набросавший на сцену огромные хрустальные люстры в акте «мира», уже потрясенного тектоническими подвижками подступающих боев, художник по костюмам Ольга Поликарпова, которая одела в акте «войны» воинов русской и французской армии и подробно, и достоверно, и просто красиво. Наталья Петрожицкая – Наташа Ростова, Дмитрий Ульянов-Кутузов и Николай Ерохин – Пьер Безухов выдвинуты как лучшие исполнители в частных номинациях.

Записных наблюдателей конкурса «Золотая маска» музыкальная часть 18-го по счету смотра заинтригует двумя новостями: пышно представленной номинацией мюзикла и оперетты, в которой в прошлом году скандально не вручили ни одного приза, и достойно представленной номинацией современного танца. Впрочем, по порядку.

Загадки музыкальной конкурсной программы «Золотой маски 2013»

Загадки музыкальной конкурсной программы «Золотой маски 2013» — Театрал

Комментариев нет:

Отправить комментарий